http://Top.Mail.Ru
Ямальская художница Татьяна Кипко: «Свобода кочевников завораживает» | Север-Пресс

0

0

Ямальская художница Татьяна Кипко: «Свобода кочевников завораживает»

Читать «Север-Пресс» в

Талантливая художница Татьяна Кипко создает живописную историю Ямала. На ее полотнах запечатлена жизнь кочевников и суровая красота северной природы. Под ее кистью обычные вещи обретают новые смыслы и волшебные краски. О том, где художница черпает вдохновение и чем еще порадует поклонников, — в материале «Север-Пресса».

Как воплотить на картинах волшебство Ямала

Центральное место в творчестве Татьяны Кипко занимают жанровые картины, посвященные Северу. «Суровая снежная зима Ямала скрывает фактуру земли, бесконечно тянется и тает вдали за горизонтом. Это моя родина, суровая и близкая, земля, которую я люблю. Когда на несколько дней ухожу путешествовать по Полярному Уралу, меня переполняет чувство радости и счастья. Появляется ощущение свободы. Восторг, чистота, энергия — все это воплощаю в своих полотнах. Часто ритмы орнаментов, перекликающиеся с полосами природного ландшафта, задают динамику в моих композициях», — рассказала художница.

Все, что она видит, превращается в мотивы для картин. Это могут быть игра света на книгах и переливающийся бисер на этнических украшениях, случайные люди и их эмоции. А еще — летящие птицы, ветер, когда колышет деревья... Словом, это то, что вызывает отклик. Так рождаются композиции, не напрямую, а через ритмы, линии, контрасты, динамику.

Эта одна из двух картин, переданных в дар Евразийскому музею кочевых цивилизаций в Уфе. Автор Татьяна Кипко
Эта одна из двух картин, переданных в дар Евразийскому музею кочевых цивилизаций в Уфе. Автор Татьяна Кипко

До 2016 года Татьяна Кипко преподавала художественные дисциплины в Ямальском многопрофильном колледже. Она отмечает, что округ ценит творчество художников.

Ритмы быта кочевников перекликаются с полосами природного ландшафта. Автор Татьяна Кипко
Ритмы быта кочевников перекликаются с полосами природного ландшафта. Автор Татьяна Кипко

«Ненецкие дети удивительно одарены в художественном плане. В колледже обратила внимание, как у наших студентов легко получаются рисунки животных в движении, как верно передают они пластику и характер птиц, прекрасно передают пропорциональные соотношения людей и животных, с легкостью изображают пейзажные мотивы», — считает художница.

Автор Татьяна Кипко
Автор Татьяна Кипко

Герои портретов Татьяны Кипко

За многие годы ямальская художница написала более 300 полотен и графических работ. Многие из них хранятся в музеях и галереях, государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.

Вторая картина, подаренная Евразийскому музею кочевых цивилизаций. Обе заняли 1-е место на межрегиональной выставке «Круг Света» в Челябинске в 2024 году. Автор Татьяна Кипко
Вторая картина, подаренная Евразийскому музею кочевых цивилизаций. Обе заняли 1-е место на межрегиональной выставке «Круг Света» в Челябинске в 2024 году. Автор Татьяна Кипко

В 2015 году Татьяна Кипко создала серию портретов ямальцев — участников Великой Отечественной войны, удостоенных звания «Герой Советского Союза».

«Это была очень интересная работа. В серию вошло девять портретов ямальских героев. Хотелось не просто запечатлеть на холсте портретное сходство — нужно было передать характер. Надеюсь, что удастся продолжить этот проект и реализовать задуманное. Сейчас по государственному заданию пишу серию портретов ямальских художников для Художественного фонда ЯНАО. Раскрывать все планы не буду, чтобы задуманное сбылось», — резюмировала Татьяна.

В чем секрет популярности ямальских художников

Неделю назад Татьяна Кипко вернулась с международного этнохудожественного симпозиума «Тура-хан», который проходил по маршруту Уфа — мавзолей Тура-хана — геопарк «Торатау» — пещера Шульган-Таш.

«За предоставленную возможность выражаю благодарность Ильдару Ашрафовичу Ганиеву — организатору, автору этого масштабного, грандиозного проекта. Цель симпозиума — создание галереи Евразийского музея кочевых цивилизаций. Там я писала картину о Ямале по утвержденному эскизу. Ее героем стал оленевод на фоне Уральских гор», — отметила художница.

Этому музею она передала в дар две работы, отмеченные дипломами на конкурсе в Челябинске.

Героем новой картины стал оленевод на фоне Уральских гор. Фото предоставила Татьяна Кипко
Героем новой картины стал оленевод на фоне Уральских гор. Фото предоставила Татьяна Кипко

На симпозиуме с северянкой были две дочери и муж. Три дня творческая семья добиралась на машине с Ямала до Уфы. Пока Татьяна писала картину, ее близкие участвовали в мастер-классах по войлоковалянию, керамике и ковроткачеству.

В конце августа дочери вместе с художницей поедут на межрегиональный пленэр «Культурный слой» в Надым.

Фото предоставила Татьяна Кипко
Фото предоставила Татьяна Кипко

Как расправить крылья для творческого полета

Жизнь Татьяны Кипко — череда творческих трансформаций, начиная с двух лет, когда малышка впервые взяла в руки карандаш. Талант дочки заметила мама и направила в нужное русло.

Татьяна говорит, что способности передались по женской линии — мама и бабушки очень хорошо рисовали. Первым ее учителем стал член Союза художников России Сергей Лугинин.

Первая графическая выставка пятилетней девочки поразила совершенно не детской философией. Заданная в юном возрасте высокая планка обернулась красным дипломом Училища культуры и искусств имени Леонида Лапцуя и успешным обучением в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

С 2016 года Татьяна Кипко работает в Окружном доме ремесел. Она — художник-конструктор в отделе художественного и прикладного творчества, руководит клубным объединением «Изобразительное искусство». Два раза в неделю проводит занятия в мастерской по живописи, рисунку и композиции, а в остальные дни пишет картины.

Семья художницы поддерживает ее во всех творческих начинаниях. Фото предоставила Татьяна Кипко
Семья художницы поддерживает ее во всех творческих начинаниях. Фото предоставила Татьяна Кипко

«Наша организация проводит много грандиозных творческих мероприятий, и у меня есть возможность черпать знания и умения в разных направлениях декоративно-прикладного искусства, знакомиться с художниками. Езжу в творческие командировки на пленэры, посещаю выставки и художественные симпозиумы. У нас очень дружный коллектив и хороший, отзывчивый руководитель. Когда тебя ценят на работе — ты расправляешь крылья», — дополнила художница.

Почему нейросети не станут новыми Рембрандтом и Репиным

Сегодня у людей, не имеющих образования и таланта в художественной сфере, есть возможность пользоваться услугами нейросетей. По мнению Татьяны Кипко, это лишь инструмент. К примеру, в умелых руках искусственный интеллект может сократить время выполнения заказа.

«Это как с фотографией. Если человек не понимает и не умеет, то он, конечно, нажмет на кнопочку, но результат будет не самым лучшим. Фотоаппарат изобрели давно, но художников он до сих пор не вытеснил. Никакая нейросеть не сможет превзойти Леонардо да Винчи, Рембрандта и Репина. На данный момент я не вижу уникальности в картинах, создаваемых нейросетями. Важно понять, что произведение ценно не само по себе, а потому, что оно несет жизненную энергию человека, который вложил в него частичку себя. У нейросети нет души, это просто инструмент», — говорит художница.

С каждым годом картинная галерея под открытым небом на Ямале становится все больше. Художники стрит-арта создают новые муралы на улицах городов и сел.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0