http://Top.Mail.Ru
Как хоронят людей в вечной мерзлоте: поминальные обряды коренных народов Севера и современность | Север-Пресс

0

0

Вечность в мерзлоте: как хоронят усопших на Крайнем Севере

Читать «Север-Пресс» в

Вечная мерзлота на Крайнем Севере способна выдавливать останки похороненных в ней на поверхность земли. В городах с этим научились справляться, но вдали от цивилизации соблюдают национальные обычаи. Ненецкие кочевники по-прежнему хоронят умерших наземным способом в хальмерах. Об особенностях похоронных ритуалов — в материале «Север-Пресса».

Почему ненцы не хоронят усопших в земле

Первое, что шокирует представителей других культур, — традиционное ненецкое кладбище — хальмер. Ненцы не хоронят умерших в земле, а оставляют на поверхности. Это связано с верованиями кочевников и суровым климатом.

По традиции усопшего хоронят на следующий день после смерти, тело не обмывают. Выносят покойного с той стороны, где он лежит, приподняв полог чума, но не через вход, которым пользуются живые. Считается, что так его дух не найдет дорогу обратно.

Мужчин в последний путь везут на мужских нартах, женщин — на женских. На другие нарты скорбной колонны–аргиша складывают вещи и доски для гроба. Статус покойника определялся по числу нарт с имуществом — чем длиннее аргиш, тем более значимым был человек.

На хальмере тело помещают в деревянный ящик на сваях. Покойного кладут в задней части ящика, в передней — его личные вещи для загробного мира. Мужские могилы отмечают воткнутым в землю хореем — шестом для погона оленей. У захоронений оставляют имущество усопших — оленей, нарты, лодки и даже снегоходы. Животных и сейчас приносят в жертву, вещи и крупное имущество повреждают и устанавливают вверх дном.

По ненецким поверьям, по ту сторону жизни все «зеркалится» наоборот: поврежденное будет целым, а перевернутое — в обычном положении. В этом и практический смысл: поврежденное имущество покойного нельзя унести и использовать дальше.

После похорон родственники возвращаются домой другим путем, чтобы запутать дух умершего. Чум очищают окуриванием и часто переставляют на новое место.

Кочевники редко навещают захоронения и не ухаживают за ними — иначе это будет считаться запретным вмешательством в загробную жизнь.

Хальмеры носят родовой характер и располагаются на возвышенностях по берегам рек. Ориентиры видны издалека, и священные места при каслании оленеводы обходят стороной.

Название ненецких захоронений порой закреплялось в топонимах. Например, поселок Тазовский до 1949 года назывался Хальмер-Седэ по названию старого кладбища. До настоящего времени существует название реки Хальмеръяха.

Похороны у хантов: «уру» возле «сура» и посмертная кукла с душой

Ханты верят в существование души после физической смерти, загробный мир, где все земное отражено наоборот. Как и ненцы, ханты снабжают покойного всем необходимым и повреждают его имущество на захоронении «сур».

Основных различий несколько: ханты хоронят покойного на третий день после смерти. В отличие от ненецких традиций, умершего обмывают, гроб с телом и личными вещами покойного находится в доме, где его оплакивают близкие. У северных хантов рядом с телом кладут нож и топор, чтобы отпугнуть злых духов, стремящихся похитить душу усопшего. Также с момента смерти в доме постоянно поддерживают огонь в лампе, чтобы защитить живых. Гроб выносят через дверь или окно вперед ногами. Покойного предают земле рядом с захоронениями родственников, чтобы они были вместе в загробном мире. Поверх гроба складывают вещи и утварь. Если несколько десятилетий назад могилу не закапывали, то потом гроб стали присыпать землей. Сверху устанавливают деревянный домик с двускатной крышей из бревен и досок. С принятием христианства у изголовья могилы-домика стали устанавливать православные кресты.

В случае насильственной смерти рядом с кладбищем ханты строили отдельно маленький домик «уру» на столбе или высоком пне. Он похож на скворечник без одной стенки. Туда ставили подарки и угощения, чтобы задобрить душу несчастного и обезопасить живых.

Тело покойного располагают ногами на север, так как по верованиям хантов после смерти душа двигается на север, в Нижний мир. У головы разжигают огонь для поминального обеда.

Место для кладбища ханты стараются выбирать так, чтобы между ним и поселением была водная граница. Это барьер между живыми и мертвыми.

После возвращения с кладбища женщины изготавливают маленькую куколку «иттарму», где живет душа ушедшего в иной мир. Ее хранят рядом со спальным местом покойного, одевают, кормят и укладывают отдыхать на ночь как живую. Затем иттарму кладут в могилу: в женскую — через четыре года, в мужскую — через пять.

Похороны у селькупов: белые чулки и гроб-лодка

Самый малочисленный народ Ямала сохраняет язык и традиции, хотя с течением времени многие из них были утрачены. Среди причин — христианизация остяков-самоедов, или «лесных людей», как раньше называли селькупов. В настоящее время они живут на востоке ЯНАО — в Красноселькупском и Пуровском районах.

Смерть селькупы воспринимали как предопределение свыше — срок человеку отмерял бог Ноп. Усопших древние остяки-самоеды могли хоронить в земле, сплавлять по воде или устраивать воздушные захоронения. Способы были связаны с верованиями, родом деятельности и особенностями места проживания. Различались погребальные традиции у южных и северных селькупов.

Тело на два-три дня оставляли в доме под иконой. Всю посуду в помещении накрывали, зеркала занавешивали. Обмывали тело тряпочкой из берестяной коробки посторонние люди (не родственники) на второй-третий день.

Северные селькупы всю одежду в нескольких местах разрезали по швам. У южных особым элементом смертной одежды были белые матерчатые чулки. Их шили родственники умершего вместо обуви и повседневных вязаных шерстяных носков — в вязаных вещах нельзя было хоронить, иначе душа запутается и не сможет покинуть тело. Матерчатые чулки шили «на живую нитку» без узелков.

Лицо умершего накрывали белым платком. Есть данные, что южные (нарымские) селькупы использовали лицевые маски или металлические накладки, в том числе монеты, чтобы закрыть отверстия на лице умершего. Такой ритуал ограждал живых от мира мертвых.

Обычно гробом служила выдолбленная кедровая колода, по аналогии с лодкой-долбленкой, на которой селькупы рыбачили. Сверху тело покрывали белой тканью.

У каждой селькупской семьи было свое кладбище. Оно располагалось всегда ниже по течению реки относительно поселения, чтобы покойники не смогли подняться к живым против течения.

Аргиш на кладбище вел тот, кто копал могилу. К его нартам привязывали оленей, везущих гроб. За ним ехали все родные, они несли или везли вещи умершего.

У северных селькупов забивали одного оленя (самца) из той пары, что везла нарты с гробом.

В гроб клали личные вещи, затем его связывали ремнями или заколачивали. В могилу опускали на вожжах или потяге от оленьей упряжи. Туда же бросали все, что соприкасалось с гробом. Шаман или кто-то из старших мужчин выкуривал три трубки табака, пепел вытряхивали в гроб — это был табак для умершего. В яму спускали оставшееся имущество покойного: одежду, обувь, посуду. Все вещи портили, как это было принято у ненцев и хантов. Могли класть фигурку духа-покровителя — такая была найдена в захоронениях могильника Кикки-Акки в верховьях реки Таз.

У южных селькупов широко было распространено представление, что каждый должен быть похоронен на своей земле. Но если не удавалось, то землю «выкупали» — в карманы одежды складывали медные монеты. Обязательно нечетные. Такие же деньги кидали на могилу.

Сверху могилы на поперечные бревна клали настил и засыпали землей. Холм покрывали деревянной крышкой. Через несколько дней над могилой устанавливали жертвенные деревья и вешали на них кусочки материи — жертвы. Такие деревья позже заменили памятники или кресты, на которые также вешали ткань белого цвета.

Нарты, на которых привезли гроб, ломали и оставляли рядом с могилой. Возвращались тем же путем, но рисовали поперечные полосы по своему следу или перегораживали его прутиками. Нельзя было оглядываться назад, чтобы душа умершего не позвала за собой.

Также практиковался воздушный способ захоронений, когда тело заворачивали в шкуру или бересту и подвешивали на ремнях на дереве. Через несколько лет останки опускали в неглубокую яму и сжигали. В костер бросали вещи умершего.

По-особому селькупы хоронили наиболее почитаемых шаманов. Тело шамана предавали земле и делали куклу, вмещающую его душу, которую через некоторое время сжигали. Северные селькупы хоронили шамана на высоком помосте на столбе.

По древней традиции селькупы не вспоминают усопших, чтобы не беспокоить их. Даже на кладбище не ходят. Иначе покойные будут метаться между мирами.

Поминальные и траурные обычаи ямальских народов

Ненецкие поминки и траур

После похорон родственники соблюдали траур. В первые дни нельзя шуметь, смеяться, петь и громко говорить. Во время траура ничего нельзя делать острыми предметами: ножом, лопатой, иглой, также зани­маться домашними делами — стирать, мыть полы, выбрасывать мусор. Мужчинам нельзя валить деревья (лесным ненцам), переходить воду.

Для дней поминовения «хальмерха хангуронта» у ненцев нет фиксированных дат и сроков. Поминают, получив знак: «если приснится кому-нибудь покойник, то сейчас же на другой день приносят ему в жертву оленей». Хальмеры посещают в дни похорон или когда проезжают мимо могилы. Делают это весной, пока не распустились листья.

Хантыйские поминки и траур

Хантыйские поминки были частью процедуры погребения. Пока мужчины готовили могилу, женщины разводили погребальный огонь в очаге рядом с захоронением и накрывали поминальный обед. Его обязательной частью был чай.

По поверьям хантов, один год траура приравнивался к половине в обычном понимании этого временного периода. Поэтому умершему мужчине полагалось пять и пятьдесят дней, а также пять месяцев и пять лет траура, а женщине — четыре и сорок дней, полгода и четыре года.

Чтобы отсчитывать дни, одновременно с изготовлением куклы-иттармы выстругивали небольшую палочку «шумальюх». На ней делали засечки каждый день после смерти. После траура в четыре-пять дней дальние родственники и соседи могли заниматься обычными делами: ездить на рыбалку и охоту, стирать, убирать в доме.

Траур в 40—50 дней несли самые близкие родственники. Например, в это время нельзя рассказывать сказки, петь, вырезать или вышивать орнаменты. Близкие родственницы не носят яркие платки — только изнанкой наверх. Необходимо круглосуточно поддерживать огонь и окуривать помещение жженой чагой до момента отлета или прилета птиц. Обряд завершения траура через четыре-пять лет совершают в основном женщины — они меняют платки.

Поминки селькупов

После похорон устраивалась поминальная трапеза. У южных селькупов основными блюдами были рыба и утка, обязательными — спиртные напитки. В XX веке под влиянием христианизации покойных стали поминать на девятый и сороковой дни. Северные селькупы, как и ненцы, в некоторых случаях после похорон переносили чум, где случилась смерть, на другое место.

В доме мыли полы и всю посуду. После завершения всех обрядов могилу больше не посещали или посещали крайне редко весной или осенью. При этом ставили перед ней еду, которую потом бросали в огонь. Сами ели около могилы у костра. Во время еды плескали в костер водку и чай.

Как хоронят на Ямале сейчас

В XXI веке погребальные, траурные и поминальные традиции унифицируются и зависят от вероисповедания. Чем дальше от цивилизации, тем больше старинных обрядов. Ненецкие кочевники по-прежнему хоронят умерших наземным способом в хальмерах.

В городе принято хоронить в земле или кремировать. В ЯНАО погребение связано с рядом трудностей: обустройством могил зимой и в вечной мерзлоте, которая может выдавить останки из почвы. Как сообщили «Север-Прессу» в Научном центре изучения Арктики, в Салехарде и южнее этой проблемы можно не опасаться — здесь на глубине захоронений уже нет мерзлоты. Она есть в районе сел Новый Порт и Антипаюта, а также севернее. Там хоронят в песчаных местах, где летом опасность большого оттаивания и выпучивания минимальна.

Для того, чтобы воспользоваться услугами крематория, ямальские ритуальные службы транспортируют тело покойного в Сургут (ХМАО). В случае, если похороны проходят с традиционным захоронением, ритуальные службы к зимнему периоду готовятся заранее.

«Часть могил мы готовим в теплое время. Если готового места для захоронения нет, то зимой участок прогревается паровой передвижной установкой — ППУ. Затем землю наши работники рыхлят с помощью отбойного молотка. Случаев, когда из-за вечной мерзлоты захоронения оказываются на поверхности, у нас не было», — сообщили «Север-Прессу» в одной из ритуальных служб Ноябрьска.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0